|
Публикация монографии А.А. Кугаенко
Уважаемые коллеги! Поступила в продажу новая монография руководителя НЦ «ДИН-Прогноз»
д.э.н., проф. Кугаенко А.А. «Экономическая кибернетика. Энциклопедия».
По вопросам приобретения обращайтесь в издательство «Вузовская книга».
|
|
|
 |
|
ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НА КОРРЕКТНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
А.А. Кугаенко, 2009г.
Одной из основных проблем макроэкономического управления является определение структуры
хозяйственного механизма страны, целью которого является стабилизация развития экономики
с возможно большими темпами. Вообще «хорошей» экономической структуры и хозяйственного
механизма управления этой структурой не бывает. Невозможно также создать стратегию
управления народным хозяйством (хозяйственный механизм), который подходил бы для любого
типа экономких структур. Определенный хозяйственный механизм, создающий положительную
стратегию развития у какой-либо одной страны, приводит к негативным результатам при ее
реализации в другой стране с другими ресурсными, политическими и социальными
характеристиками. Следовательно, у каждой страны свои политическое устройство, стратегия
развития и метод хозяйствования, способствующие экономическому развитию. Можно предположить обратное. Если сначала обществом был выбран хозяйственный механизм,
то политическое устройство и тип экономической стратегии, для уменьшения негативных
проявлений, должен формироваться под этот хозяйственный механизм.
В социально-экономических системах экономическая стратегия характеризуется набором
принципов, которыми руководствуется общество. Эти принципы можно разделить на две группы.
К одной группе относятся различные принципы отношений: собственности, международные,
эколого-экономические, финансовые и др. В другую группу входят альтернативные принципы,
например некоторые из них:
– акцент политического управления выбирается обществом между принципами управления:
демократией и диктатурой, причем эти принципы могут распространяться как на все общество,
так и некоторые его институты и части;
– ориентация экономики на централизованное планирование или на рыночное регулирование;
– экономическое развитие в основном базируется на полученных кредитах или на
использовании своей чистой прибыли;
– деление сферы производства на отраслевое или осуществляется диверсификация всего
производства, когда отсутствуют конкретные производственные сектора, ориентированные
на выпуск определенного класса продукции;
– ориентация производства на монопольные структуры или вводятся сильные антимонопольные
нормативные ограничения;
– утверждение недопустимости безработицы или законодательное ее разрешение;
– региональная структура экономики с множеством местных законов, не связанных с
федеральным законодательством (степень самостоятельности определяется наличием не только
собственных законов развития экономики у отдельных территорий, но и собственных таможенных
барьеров, отсутствием необходимости связи части своих бюджетов с федеральным бюджетами
и т.д.) или общенациональная структура с увязкой местного и федерального законодательства;
– и ряд других.
Каждый принцип предназначается для формирования конкретной экономической стратегии,
имеет свои достоинства и недостатки.
Например, акцент государственного устройства на
увеличение доли «демократических» принципов при уменьшении «диктаторских» создает
большую свободу отдельной личности в ее функционировании. Однако при этом усиливаются
возможности развития криминальных и/или коррупционных процессов. И наоборот: усиление
«диктатуры» по отношению к «демократии» позволяет усилить стандарты в общественном
функционировании (системе народного образования, уровня жизни, системе местного управления
и т.п.), тогда как «демократические» принципы «размывают» общественные стандарты.
Экономическое развитие основанное на кредитах существенно ускоряет темпы развития,
но это всегда приводит к росту цен, часто совпадающему со ставкой кредита, тогда как при
развитии, основанном на своей чистой прибыли делает его медленным («вялым»), но без
заметного роста цен.
Другой пример. с одной стороны выполнение парадигмы отсутствия безработицы порождает
«дефицитную» экономику и, следовательно, низкий уровень жизни всего населения (недостаток),
вместе с тем всеобщая занятость населения, создавая видимость социальной защищенности в
области трудоустройства, снижает социальную напряженность (достоинство).
При этом политическая установка на допустимость безработицы позволяет выработать
хозяйственный механизм «бездефицитной» экономики (достоинство), но в обществе будет
существовать социальная группа временно не занятых в народном хозяйстве трудовых ресурсов,
поглощающих часть бюджета (недостаток), и т.д.
Прежде чем принять политическое решение о желательном для данного общества наборе
принципов экономической стратегии, общество должно четко представлять экономические потери
и преимущества, свойственные каждому выбору. Однако общество может подобрать варианты
наборов принципов, в которых недостатки одних принципов компенсируются достоинствами
других и наоборот. Сочетание принципов отношений и альтернативных принципов, за которое
проголосовало общество (приняв, в конечном счете, политическое решение о стратегии
функционирования), определяет тип экономики, служащей экзогенными исходными положениями
для хозяйственного механизма.
После принятия обществом, выбранного им набора принципов,
что является политическим решением, необходимо сформировать структуру хозяйственного
механизма экономического управления, т. е. для каждого конкретного сочетания принципов
экономики необходимо найти наиболее «подходящий» под принятые принципы, хозяйственный
механизм. Этот механизм предназначается для создания устойчивого социально-экономического
развития (например, по критерию уровня жизни населения). Темпы развития экономики для
каждого варианта хозяйственного механизма будут отличаться по характеру траектории критерия
в целом, а также по скорости развития в отдельные интервалы времени. Очевидно, что
количество сочетаний вариантов экономических стратегий и хозяйственных механизмов велико.
Для облегчения решения проблем выбора наиболее приемлемого варианта целесообразно
использовать инструмент динамического моделирования экономических систем, который с большой
степенью адекватности позволяет прогнозировать результаты реализации проектируемых
социально-экономических управлений. Что бы объяснить необходимость применения инструмента
динамического моделирования, необходимо дать определение термину «экономика».
Экономика это деятельность людей по управлению ресурсами, используемыми для достижения целей,
основанная на сравнении прогнозируемых результатов от проектируемых действий с
затрачиваемыми ресурсами на всем интервале времени прогнозирования.
Исходя из этого определения, в основу экономического функционирования положен
процесс прогнозирования результатов реализации проектируемых управлений. Отсюда следует,
что корректное управление экономикой возможно только при наличии достоверных прогнозов.
Такие прогнозы позволяет получать инструмент в виде динамических моделей, так как только
они способны имитировать непрерывные изменения, происходящие в нестационарных
экономических структурах, охваченных множеством обратных связей.
Инструмент прогнозирования (динамические модели экономических оригиналов) предназначен
для решения такого рода задач. Примером применения инструмента экономического
прогнозирования может служить решение задачи тестирования проектируемых управлений
по результатам:
• прогнозирования социальных, экономических, политических, оборонных и других
процессов в отдельных странах и регионах, возникающих в результате реализации
проектируемых управлений народным хозяйством, а так же процессы (и причины этих процессов)
создания и распада экономических, политических и военных коалиций;
• выявления в будущем интенсивности и времени проявления негативных процессов и
состояний в стране, выявления первопричин их возникновения, выявления способов их
уменьшения и разработки процедур управления народным хозяйством с благоприятными
тенденциями развития;
• сопоставления потерь и приобретений в исследуемой экономике на разных интервалах
времени, которые будут возникать в результате реализации принимаемых управлений.
Помимо прогнозирования промышленных, политических, экономических и финансовых процессов,
могут прогнозироваться различные социальные параметры как всего общества, так и отдельных
групп: уровень жизни, качество жизни, степень социальной или политической напряженности,
степень удовлетворения своим экономическим положением, уровень безработицы.
Наличие в системе управления народным хозяйством инструмента прогнозирования
социально-экономического развития, позволит тестировать все проектируемые предложения
еще до стадии их реализации, а это приведет к управлению, при котором не будет «как всегда».
|
|
|
|
 |