Прогнозирование развития народного хозяйства страны основано на
динамическом моделировании всего ее социально-экономического комплекса (с учетом
внешнеэкономических связей с другими) и предназначено для тестирования результатов
реализации проектируемых управлений народного хозяйства страны, являясь инструментом
прогнозирования процессов и состояний моделируемого оригинала.
Динамическая модель образована на базе системы нелинейных дифференциальных
уравнений (в исходном макете динамической модели страны их более 20 000) с нестационарной
структурой. Модель содержит множество обратных связей: положительных и отрицательных,
линейных и нелинейных, непосредственно локальных и блочно перекрестных, постоянно действующих
и включаемых сигналами с определенных алгоритмов и т.п. Количество обратных связей
превышает количество моделируемых переменных. Такая архитектура динамической модели
позволяет получать прогнозы реализации проектируемых управлений с большой степенью
адекватности процессам, которые возникнут в оригинале модели в последующие годы
(прогнозы делаются на интервалах времени от 1 года до 5 – 10 лет вперед). В процессе
эксплуатации исходной динамической модели, благодаря своей блочной структуре, она может
изменяться по требованию пользователя.
Исходная существующая структура макета (т.е. без конкретных цифровых исходных данных)
динамической модели народного хозяйства страны, которая предназначена для прогнозирования
ее развития, состоит из блоков:
- сферы производства (до 15 секторов производства);
- непроизводственной сферы (до 5 непроизводственных секторов, в том числе прогнозирование вариантов динамики ее оборонного потенциала в сравнении с прогнозами изменений военноэкономических и энергетических потенциалов других стран-регионов);
- сферы потребления (более 50 социальных групп, у каждой из которых прогнозируется до 25 материальных, финансовых и социальных показателей, таких как уровень жизни, социальная напряженность и т.п.);
- финансового контура страны (доходы и расходы консолидированного бюджета, тарифы, система ценообразования, банковская система, курсы валют и т.п.);
- внешнеэкономическая инфраструктура (валютные курсы других стран, цены и спросы на энергоносители, военные потенциалы некоторых стран и их политические амбиции, миграции потоков трудовых ресурсов);
- демографическая и миграционная динамика (демографические волны как повозрастные демографические изменения).
Системой моделирования ДИН допускается развитие макета страны в
трех направлениях ее детализации:
1. Увеличение подробности описания динамической модели страны путем деления ее на несколько регионов с характерными свойствами каждого региона и моделированием связей между ними.
2. Увеличение подробности описания отдельных секторов народного хозяйства с выделением крупных монопольных структур.
3. Увеличение подробности описания других стран-регионов, сопряженных с моделируемой страной.
Управление динамической моделью страны производится без остановки процесса
прогнозирования (процесс 5-и летнего прогнозирования развития страны обычно продолжается
около 5 – 7 минут), что позволяет при наблюдении за прогнозами одновременно с этим
управлять моделью.
Реализация столь крупной динамической модели народного хозяйства
(в существующем макете, без разделения страны на регионы, моделируется более 27 000
переменных) для анализа результатов управления требует вывода на экраны ЭВМ не менее 4000
показателей и не менее 500 рычагов управления.
Ранее выполняемые прогнозы на подобных динамических моделях позволили
продемонстрировать большие возможности инструмента прогнозирования процессов и состояний
народного хозяйства страны.
Некоторые из ранее выполненных разработок:
1986 - 1990 г. по заданию Госплана СССР - прогнозирование приемов обучаемых во все виды учебных заведений в последующие 10 – 15 лет;
1897 – 1991 г. по заданию Госкомцен СССР – анализ вариантов реформы оптового и розничного ценообразования;
1994 – 1998 г. анализ результатов реализации рыночных реформ в Администрации Президента РФ;
2001 – 2004 г. по заданию Минобразования РФ прогнозирование результатов различных вариантов управления системой образования страны на перспективу от 10 до 20 лет.
|